“Что должен знать и уметь ребенок в 3 года”
Физические возможности трехлетнего ребенка:
- сохранять равновесие при ходьбе на цыпочках и стоянии на одной ноге;
- самостоятельно подниматься по лестнице и спускаться с нее, чередуя ноги;
- подпрыгивать на месте и даже перепрыгивать через невысокие препятствия;
- спрыгивать со ступеньки;
- достаточно уверенно и быстро бегать;
- брать и бросать предметы;
- заниматься с предметами в соответствии с их назначением и своими желаниями;
- самостоятельно кататься на трехколесном велосипеде;
Бытовые и санитарно-гигиенические навыки:
- самостоятельно мыть лицо и руки;
- пользоваться носовым платком;
- раздеваться, одеваться (не сложные предметы одежды, справляться с молнией, крупными пуговицами), знать последовательность раздевания-одевания одежды, складывать одежду;
- обуваться (пусть и не на ту ногу) и разуваться с небольшой помощью взрослых, ставить обувь на место;
- умеет правильно сидеть за столом;
- аккуратно есть ложкой любую пищу и пить из чашки, соблюдая при этом правила поведения;
- вытирать губы после еды салфеткой;
- научился полоскать рот после еды и чистить зубы;
- знает свое полотенце и его место;
- освоил пользование горшком;
- знает, что нельзя забираться на диван в уличной обуви;
- вернувшись с улицы, снимает обувь в прихожей;
- замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи.
Область познавательного или интеллектуального развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия, развитие речи).
- ребенок знает 1200—1500 слов и понимает их, представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;
- говорит от 300-700 слов, более-менее развернутыми предложениями;
- Усвоил основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использует местоимения, существительные, глаголы и прилагательные .
- Употребляет слова во множественном числе;
- задает много вопросов: «зачем», «почему» и т.д.
- использует в своей речи местоимения: «я», «ты», «он» и т. д.
- знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);
- знает 4 основных цвета: зеленый, синий, красный, желтый
- знает такие понятия, как «один — много», «большой — маленький»,
- понимает предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»;
- может сложить по представленному образцу картинку из 3—5 частей;
- находит на картинке одинаковые предметы, может подобрать пару к предмету (цветок к вазе, блюдце к чашке, лопатку к ведерку);
- начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);
- различает понятия «высокий» – «низкий», «длинный» – «короткий», «узкий» –»широкий»;
- отгадывает загадки, отвечает на вопросы;
- слушает сказки, рассказы, пересказывает их. Заучивает стихи. Строит рассказы из 2-3 предложений по картинкам, рассказывает по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам;
- вспоминает, что он делал утром, днем, вечером; рассказывает о событии своими словами, сделать выводы из чего-то;
- умеет подобрать антонимы: огонь — горячий, лёд — …?, лошадь — большая, мышь —…?, мама — женщина, папа — …?
- знает свои имя и фамилию, имена людей из его ближайшего окружения;
- рисует, лепит, раскрашивает картинки, занимается аппликацией, может построить несложное сооружение из конструктора;
- концентрировать внимание, находить 3–4 отличия между предметами; начинает ориентироваться во временах года, знает, что снег идет зимой и т.п.;
- отличает и называет 2-3 дерева;
- знает много животных, различает диких и домашних, знает, как называются их детеныши, где они живут;
- называет существенные детали предметов, одежду, все основные части тела;
- обобщает предметы (мебель, посуда, обувь, одежда, игрушки, животные и т.п.);
- понимает и выполняет сложные комбинированные команды, например: «Сходи на кухню, возьми яблоко, которое лежит на столе и отнеси его брату, он в большой комнате»;
- умеет называть различные действия: волк бегает, рыбка плавает, зайчик скачет, и т.д.;
Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми.
- ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр;
- появляется способность воспринимать некоторые правила игры, подчиняться им;
- ребенок называет других по имени;
- ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций;
- «в уме» должен представлять себе то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий, то есть уметь анализировать свои поступки, знать, почему именно эти действия он совершил;
- малыш может выражать свое желание, просьбу в вежливой форме, спокойным тоном, употребляя слово «пожалуйста», сказать «будь здоров», «спасибо» и другие «волшебные» слова.