3 декабря –
Международный день инвалидов

Промежуток с 1983 по 1992 год был назван Организацией Объединенных Наций (ООН), Десятилетием инвалидов. Целями такого масштабного по времени проекта было повышение информированности и принятия мер в целях улучшения положения инвалидов и обеспечения для них равных возможностей. За этот период в отношении инвалидов был принят ряд международных документов, призванных улучшить положение этой категории граждан. По завершению десятилетия 14 октября 1992 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов. Указом Президента Республики Беларусь в нашей стране этот день объявлен Днем инвалидов Республики Беларусь.

Люди с инвалидностью в Республике Беларусь обладают всей полнотой политических, социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных в Конституции Республики Беларусь и иных актах законодательства. Люди с инвалидностью имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Дискриминация инвалидов запрещается и преследуется по закону. Так гласит статья 1 Закона Республики Беларусь от 11 ноября 1991 года № 1224-XII (ред. от 16.11.2010) «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь».

Что означает инвалидность?

Инвалидность – социальная недостаточность, обусловленная нарушением здоровья (заболеванием, травмой, анатомическим дефектом) со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

День инвалидов создан ООН для того, чтобы способствовать интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. Зачастую люди с инвалидностью, стараясь доказать свою успешность, добиваются высоких результатов – Бетховен, Бах, Франклин Рузвельт, Андреа Бочелли, Стиви Уандер, Ник Вуйчич, гений двух веков (XX и XXI) инвалид-колясочник профессор Стивен Хокинг – обладатель двенадцати почетных ученых званий, лауреат большого количества различных премий,  член Королевского Научного Общества и Национальной Академии Наук США и многие другие.

В наши дни Беларусь прославили паралимпийцы. Результаты, достигнутые нашими спортсменами-паралимпийцами, показали, что их жизнелюбие, трудолюбие на порядок выше, чем у людей, не имеющих инвалидности. Девять медалей — две золотые и семь бронзовых — завоевали белорусские спортсмены на зимних играх. О громких победах Людмилы Волчек в Турине (2006 г.) (2 золотые и 2 серебряные медали) и Ванкувере (2010 г.) знают многие.

На чемпионате мира по спортивным танцам на колясках в Ганновере (Германия) сборная Беларуси заработала 5 медалей (2010 г.). Наши спортсмены показали самые выдающиеся результаты и вернулись на Родину абсолютными лидерами турнира. Белорусская пара Анна Горчакова и Игорь Киселев стали абсолютными чемпионами мира по танцам на инвалидных колясках.

Неправильно думать, что в День инвалидов, люди с инвалидностью ожидают от остального населения жалости. Скорее, они ждут уважения и признания их возможностей, защиты достоинств, прав и благополучия.

Республика Беларусь подписала Конвенцию о правах инвалидов в 2015 году. Важным шагом к защите прав людей с инвалидностью стала последующая ратификация Конвенции о правах инвалидов (18 октября 2016 г.). Ее целью является поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также поощрение уважения присущего им достоинства.

Национальным планом действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017–2025 годы предусмотрена необходимость проведения широкомасштабных мероприятий по преодолению дискриминации и развитию толерантного отношения к людям с инвалидностью.

https://docs.google.com/presentation/d/1PWh2l2j2ivgYa8kotwogSrFdvs8NSh2RWcKh9jcNZzI/edit?usp=sharing

16 ноября –
Международный день толерантности

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Термин «аутизм» (от греческого «autos» – сам) был впервые введен известным швейцарским психиатром Е. Блейхером в 1920г. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя.

Детский аутизм является особым видом отклонения в психическом развитии. В силу клинического разнообразия проявлений данного искажения возник термин «расстройства аутистического спектра» (РАС), объединяющий все варианты аутистических расстройств и обозначающих группу детей, нуждающихся в специализированной помощи.

Число выявляемых детей, с расстройством аутистического спектра растет с каждым годом. Это происходит с одной стороны, потому что в целом растет число патологии у детей, а со второй – потому что все больше внимание уделяется именно этому расстройству.
На сегодняшний день аутизм, наверное, смело можно назвать одним из самых «странных» психических расстройств в детском возрасте. И не только потому, что таких детей часто называют «странными», а еще и потому что до сих пор неизвестно что является причиной его возникновения и что именно нарушается у такого ребенка. Существуют разные теории, но, ни одна из них не может целиком и полностью объяснить природу данного расстройства.

 

21 марта отмечается Всемирный день людей с синдромом Дауна

СИНДРОМ ДАУНА– самая распространенная хромосомная патология. Она возникает, когда в результате случайной мутации в 21-й паре появляется еще одна хромосома. Известно, что каждая клетка человеческого тела имеет ядро. В нем содержится генетический материал, который обусловливает вид и функции отдельной клетки и всего организма в целом. У человека 25 тысяч генов собраны в 23 пары хромосом, которые внешне напоминают палочки. Каждая пара состоит из 2-х хромосом. При синдроме Дауна 21-я пара состоит из 3-х хромосом. Один такой ребенок появляется на каждые 600-800 новорожденных или 1:700.

Лишняя хромосома вызывает у людей характерные симптомы: плоская переносица, монголоидный разрез глаз, уплощенное лицо и затылок, а также отставание в развитии и сниженную сопротивляемость к инфекциям. Совокупность этих симптомов называется синдром. Он получил название в честь врача Джона Дауна, который первым взялся за его исследование.

Малышей, рожденных с 47 хромосомами, еще называют “Дети солнца”. Они очень добрые, ласковые и терпеливые. Многие родители, воспитывающие таких детей, утверждают, что дети не страдают от своего состояния. Они растут веселыми и счастливыми, никогда не лгут, не испытывают ненависти, умеют прощать. Родители таких малышей считают, что лишняя хромосома не болезнь, а особенность.

Несколько десятилетий назад считалось, что дети с синдромом Дауна, это обуза для родителей и нагрузка для общества. Их изолировали в специальные интернаты, где развитие детей практически останавливалось. Сегодня положение начинает меняться. Если родители с первых месяцев занимаются развитием ребенка с использованием специальных обучающих программ, то это позволяет маленькому человеку превратиться в полноценную личность: жить самостоятельно, получить профессию, создать семью. Как правило, люди с синдромом Дауна получают среднее образование и работу.

Между тем заблуждение считать, что такие дети не обучаемы. У них действительно имеют место задержки в интеллектуальном и физическом развитии разной степени тяжести. Это могут быть проблемы с речью и слухом, развитием мелкой моторики и коммуникативных навыков. Однако они все равно могут развиваться: научиться не только ходить и говорить, но и читать и писать, как и другие дети, хотя и с отставанием.

Пабло Пинеда – убедительное доказательство того, что даже синдром Дауна не является для человека окончательным приговором (как, наверно, вообще любая болезнь или инвалидность). Очень многое зависит от мужества самого человека, его готовности бороться за себя и свое будущее, а также, конечно, от любви и помощи его близких.